Александр Македонский

Александр Македонский
\
Революция Александра Великого
\
Духовные последствия революции Александра Македонского и переход от классической эпохи к эллинистической
\
    Великий поход Александра Великого (334-323 гг. до н.э.), помимо крупных политических перемен, привел к радикальному перевороту в греческом духовном мире, закрыв классическую эпоху.
    Наиболее важным политическим следствием было крушение полиса. Уже Филипп Македонский, отец Александра, формально уважая греческие города-государства, воплощал собой угрозу их свободе. Однако смертельный удар по античному полису нанес молодой Александр своим проектом универсальной божественной монархии, под крылом которой он видел объединенными не только различные города, но страны, народы и расы. Ему не удалось до конца реализовать свой проект по причине скорой смерти в 323 г., а также потому, возможно, что не приспело тому время, тем не менее, мы находим на карте того времени новые царства в Египте, Сирии, Македонии и Пергаме. Новые монархи сконцентрировали в своих руках власть, а города-государства мало-помалу стали терять свою свободу и автономию, а также историческое влияние, которое уходило в прошлое. Фундаментальная ценность духовной жизни классической Греции, которую Платон и Аристотель не только утверждали в теории, но и гипостазировали, - полис как идеальная форма совершенного государства - разрушалась на глазах, теряла смысл и свою жизненную силу, диссонировала с духом новой эпохи.
\
Распространение космополитического идеала
\
    Закат полиса не сопровождался, к сожалению, рождением новых политических организмов достаточной моральной силы для включения новых идеалов. Эллинистические монархии, возникшие на обломках александровой империи, в своей нестабильности породили понятие "подданный" вместо прежнего классического греческого "гражданин". Новое окружение не требовало более древних "гражданских добродетелей", а требовало, скорее, определенных технических навыков, которые не были обязательными для всех, но требовали специальной выучки. Управление общественными делами передается функционерам; солдат становится купцом, и постепенно рождается новый тип человека, который, не будучи ни античным гражданином, ни новым техником, перед лицом государства занимает позицию если не оппонента, то равнодушного нейтрала. Вот эту новую реальность пытались осмыслить новые философские течения, где политика и государство представали как морально индифферентные феномены, или как то, чего следует избегать.
    В 147 г. до н.э. Греция потеряла свободу, став римской провинцией. То, о чем мечтал Александр, реализовали по-своему римляне. Так греческая мысль, не найдя позитивной альтернативы полису, нашла свое убежище в "космополитизме", объявив отечеством весь мир, включив широким жестом в него не только людей, но и богов. Тождество человека и гражданина было нарушено, необходимо было искать новую идентификацию.
\
Открытие индивида
\
    Эта новая реальность была найдена - индивид. В эллинистических монархиях связи между человеком и государством ослабевали, ибо власть исходила от одного или немногих. Каждый из подданных, понимая, как мало от него зависит, оказывался перед необходимостью создания своего мира. Даже в Афинах, где античная гражданская жизнь, несмотря на репрессии, еще давала о себе знать, деградация старого идеала казалась уже необратимой.
    Человек с обретением собственной персональности становился свободным. Не удивительно, что с открытием индивидуальности не могли не проступить эксцессы эгоизма и индивидуализма, социального индифферентизма. Духовная революция была настолько глубокой, что сохранять нравственное и интеллектуальное равновесие становилось все сложней.
    С разъединением человека и гражданина появились отдельно этика и отдельно политика. Старая классическая этика, включая аристотелевскую, исходила из тождества человека и гражданина, и этика была подчинена политике. Впервые в истории эллинистическая этика структурирует себя как самостоятельная дисциплина, понимающая человека как такового в его единичности и автономности. Эгоистические передержки возникали то здесь, то там, из ожесточения, от неумения справиться с этой новой проблемой индивидуальности.
\
Крушение расистских предрассудков по поводу естественных различий между греками и варварами
\
    Греки говорили о "варварах по природе", неспособных к культуре и к свободной активности и самореализации. Такие люди - "рабы по натуре". И у Аристотеля мы находим такое убеждение. Напротив, Александр попытался, и не без успеха, ассимилировать завоеванных варваров, уравнять их с греками. Он организовал систему обучения молодых варваров по греческим образцам, включая искусство ведения войн, приказывал македонским солдатам и служащим брать в жены персидских женщин.
    Тот же расовый предрассудок не раз подвергался критике, и не только теоретической. Эпикур обращался с рабами по-свойски, пытаясь участвовать в их образовании. Стоики громко объявили о том, что есть один вид безнадежного рабства - это невежество, а свободная воля к знаниям открыта как рабу, так и суверену. Сама история подтверждает это: Эпиктет и Марк Аврелий, освобожденный раб и император - философ и триумфатор.
\
Трансформация эллинской культуры в эллинистическую
\
    Эллинская культура, защищавшая себя от других народов, рас и их влияния, переросла в эллинистическую. Такая диффузия фатальным образом привела к потере глубины и чистоты. Войдя в контакт с совсем другими традициями и верованиями, эта культура не могла не ассимилировать какие-то их элементы. Стали слышны восточные обертоны. Новые культурные центры в Пергамо, на Родосе и, особенно, в Александрии, Музеи и Библиотека, основанные Птолемеями, затмили славу Афин, которые еще оставались центром философской мысли, Александрия же стала центром процветания частных наук, а в конце эллинистической эпохи и философским центром. Рим, подчинивший в военном и политическом смысле Элладу, нашел новые импульсы к развитию в латинском реализме, один из феноменов которого - эклектизм, был ярко представлен Цицероном.

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Александр Македонский" в других словарях:

  • АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ — (356 323 до н. э.) Царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II, воспитывался Аристотелем. Победив персов при Гранике (334), Иссе (333), Гавгамелах (331), подчинил царство Ахеменидов, вторгся в Ср. Азию (329), завоевал земли до р. Инд, создав… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Александр Македонский — Александр Македонский (. до н. э.) полководец и государственный деятель. Сын македонского царя Филиппа II. Александра Македонского воспитывал великий афинский философ Аристотель, ученик Платона. Как военачальник проявил себя в 338 г. в сражении… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Александр Македонский — (Александр Великий) (356 323 гг. до н.э.) царь Македонии, полководец Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Александр Македонский — Александр Македонский. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356 323 до нашей эры), царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; воспитателем Александра Македонского был Аристотель. Победил персов при Гранике (334), Иссе (333), Гавгамелах (331), подчинил… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Александр Македонский —         Александр Великий (Aléxandros ho Мégas) (июль 356 до н. э., Пелла, 13.6.323 до н. э., Вавилон), царь Македонии (См. Македония) с 336, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Сын македонского царя Филиппа… …   Большая советская энциклопедия

  • АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ — Александр Великий ( Alexandрos o Megas) (р. осенью 356 ум. 13.VI.323 до н. э.), полководец и гос. деятель. Сын макед. царя Филиппа II и его жены Олимпиады. Получил образование под руководством Аристотеля, воен. подготовку прошел под руководством… …   Советская историческая энциклопедия

  • Александр Македонский — знаменитый завоеватель древности (IV в. до христ. Эры). Победоносный поход А. М. на загадочный Восток, основание им огромной монархии и его внезапная преждевременная смерть вызывают уже в древности циклизацию вокруг его имени множества легенд,… …   Литературная энциклопедия

  • Александр Македонский — воспитанник Аристотеля, сын Филиппа Македонского, Александр прославился в Европе и Азии так, что имя его на тысячелетия стало образцом воина. Он покорил практически все известные царства Ойкумены, дошел до Индии, основал множество новых городов.… …   Политология. Словарь.

  • Александр Македонский — Александр Великий Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ — (356 323 до нашей эры), царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; воспитателем Александра Македонского был Аристотель. Победил персов при Гранике (334), Иссе (333), Гавгамелах (331), подчинил государство Ахеменидов, вторгся в Среднюю Азию (329) …   Современная энциклопедия

  • александр македонский —      В историю кулинарии этот известный полководец вошел как первый организатор постоянно проводившихся в покоренных им странах конкурсов на скорость и количество съедаемой пищи. Целью Александра Македонского была не только и даже не столько… …   Кулинарный словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»